Новые правила паспортизации отходов в Мурманске
С начала 2021 года начал действовать Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026, в котором детально прописаны новые требования к паспортизации отходов производства, отнесенных к I-IV классу опасности. Этот приказ был подготовлен для замены ранее действовавшего Постановления правительства РФ от 16.08.2013 № 712, новые правила введены в рамках «регуляторной гильотины». Они призваны усилить контроль за образованием, хранением и использованием промышленных отходов, которые могут представлять угрозу для окружающей среды.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Мурманске
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Новые требования к подготовке паспортов отходов
Паспорт отходов – это документ, в котором должно быть прописано их происхождение, состав, класс опасности, правила безопасного обращения и другая информация. Паспортизации подлежит каждая разновидность промышленных отходов I-IV класса, которая образуется в процессе работы предприятия. Заполнять паспорта отходов по утвержденной форме должны все категории природопользователей, в том числе ИП и юридические лица.
Приказ от 08.12.2020 № 1026 устанавливает следующие новые требования оформления паспортов:
- Паспорта отходов больше не требуется предоставлять в местное отделение Росприроднадзора. Организация должна заполнить их и хранить на предприятии без передачи в надзорные органы. Однако их отсутствие будет выявлено любой проверкой, что грозит предприятию крупными штрафами, поэтому паспортизация остается обязательной.
- Требуется оформлять паспорта отходов, которые еще не были включены в федеральный классификатор ФККО. Ранее такой необходимости не было.
- Природопользователи должны хранить документы, которые подтверждают соответствие данного вида отходов информации в федеральном классификаторе. Такие документы должны оставаться на предприятии в течение всего срока действия паспортов.
- Паспорта отходов действуют бессрочно. Переоформлять их требуется только в нескольких случаях, отдельно прописанных в правилах.
Если образующийся на предприятии вид отходов предположительно уже включен в классификатор, нужно проверить соответствие его признаков характеристикам, которые уже присутствуют в банке данных об отходах. Для этого нужно заказать проведение лабораторных испытаний в аккредитованной лаборатории. Проверка позволит установить их состав и свойства, данные лабораторного анализа должны храниться на предприятии.
Если данный вид отходов не был включен в ФККО, то для оформления паспорта природопользователь должен обратиться в Росприроднадзор. Надзорный орган должен подтвердить соответствие данного вида отходов конкретному классу опасности в соответствии с химическим составом и степенью угрозы для окружающей среды. После получения такого документа предприятию отводится 30 дней на заполнение паспорта отходов в установленной форме.
В каких случаях требуется переоформлять паспорта отходов?
Хотя они действуют бессрочно, в новых правилах зафиксированы случаи, при которых им потребуется переоформление:
- Изменения учредительных данных юридического лица. Если оно сменило наименование, юридический адрес, была проведена реорганизация предприятия, необходимо обновить соответствующие данные в паспортах отходов.
- Изменения личных данных индивидуального предпринимателя. Если собственник бизнеса изменил ФИО, паспортные данные, то аналогично потребуется переоформить паспорта отходов.
- Включение отхода в федеральный классификатор. Если ранее он включен туда не был, а затем ситуация изменилась, потребуется переоформить паспорт отходов в соответствии с новым статусом.
Ранее действовавшие правила не предполагали необходимости переоформления паспортов. Природопользователь должен не забыть о своих обязательствах и обеспечить порядок в экологической документации, если в его деятельности произошли любые изменения.
Цели введения нового Приказа
В последние годы в России резко усилен контроль за обращением промышленных отходов I-IV класса опасности. Новые правила паспортизации преследуют несколько целей:
- Отслеживание обращения с отходами, которые еще не внесены в ФККО. Ранее они оставались вне поля зрения надзорных органов, новые правила требуют проводить их паспортизацию на общих основаниях. Это позволяет избежать неправильной утилизации, предотвратить загрязнение окружающей среды.
- Контроль деятельности предприятий. Паспортизация необходима для обеспечения правильного хранения, вывоза, размещения на полигонах и утилизации отходов, которые могут быть опасны для природы.
- Снижение нагрузки на надзорные ведомства. Им больше не требуется согласовывать паспорта отходов каждого природопользователя, однако за ними сохраняется право проводить выездные проверки и контролировать соблюдение экологического законодательства.
Чтобы избежать штрафных санкций, предприятия должны выявить все виды образующихся во время работы отходов, провести их исследование для определения соответствия коду в классификаторе, а также подготовить документы в установленной форме. Если отход еще не включен в классификатор, то для него тоже потребуется составить паспорт в установленном порядке.
Ответственность за несоблюдение требований
Отсутствие паспортов отходов или их неправильное заполнение считается нарушением экологического законодательства, такая статья предусмотрена в КоАП РФ. К нарушителям могут быть применены следующие штрафные санкции:
- Должностные лица могут получить штраф в сумме от 20 до 40 тысяч рублей;
- Для ИП предусмотрен штраф в размере от 40 до 60 тыс. рублей;
- Для юрлиц размер штрафа может достигать 350 000 рублей.
При выявлении экологических нарушений деятельность ИП или юрлица может быть приостановлена на 90 суток до их устранения. Это приведет к крупным финансовым потерям и неисполнению обязательств перед контрагентами, поэтому лучше заранее позаботиться о подготовке полного комплекта экологической документации. Паспорта – только один вид документов по обращению с отходами, природопользователь должен соблюдать все требования по работе с ними.
Помощь профессионалов при проведении паспортизации
Чтобы не допустить наложения крупных штрафов, закажите подготовку паспортов отходов в нашей компании. Если на предприятии не предусмотрена должность штатного эколога или он не справляется с нагрузкой, наши специалисты помогут быстро подготовить необходимые бумаги, а также подтвердить соответствие отходов ФККО. Ключевые преимущества сотрудничества:
- Быстрый сбор информации и заполнение необходимых бумаг. Это позволит своевременно подготовиться к проверке и пройти ее без претензий контролирующих органов.
- Знание новых требований и нюансов оформления паспортов. Наши специалисты хорошо разбираются во всех нововведениях, это поможет избежать дорогостоящих ошибок.
- Невысокие цены на помощь специалистов. Наши расценки позволят без лишних затрат соблюсти новые экологические требования.
Заключите договор на подготовку паспортов отходов, и мы поможем заполнить требуемую документацию в короткие сроки. Позвоните по указанным номерам, чтобы обсудить условия сотрудничества.
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог